Озеро Окункуль

Когда я впервые съездил на озеро Большие Аллаки в Челябинской области, то понял, что это направление для меня очень даже перспективное. Ведь там множество озер, и очень удобно добираться до любой точки по Челябинскому тракту с помощью сайта Бла-бла-кар - машин едет такое количество, что можно выбрать на любой вкус: цену, марку, время... Дома я изучил карту, и определил несколько озер, куда хотел бы съездить. Чтобы озеро было не заболочено, без крупных поселков на берегу, не у самой дороги, но и не слишком от нее далеко, чтобы пешком дойти не тяжело.

Под такие требования как раз подошло озеро Окункуль, тем более что из всех Челябинских озер, оно находится ближе к Екатеринбургу. Судя по очертаниям берега можно найти хорошую стоянку с твердой землей и подходом к воде. И вот в середине июля на неделе я решил съездить на Окункуль - и ногами подвигать, и позагорать, и искупаться. Сложность была только в том, что накануне поездки, как на грех, активизировались мои клиенты, и подкинули кучу работы. Поэтому мой изначальный план сходить в поход на три дня с двумя ночевками пришлось скорректировать, сократить до двух дней, чтобы не попасть на выходной день.

Само озеро Окункуль небольшое, примерно 5 на 3 км. От Челябинской трассы до озера 5 км. Название, скорее всего от слова окунь, видимо раньше окуней там было достаточно, сейчас все повылавливали. Берега озера доступны с восточной стороны, там на берегу поселок Тихомировка, ну поселок очень маленький, одна улочка. Рядом есть платная зона для отдыха, там чистота и порядок, но народу в хорошую погоду очень много, пешком там можно бесплатно загорать и купаться, деньги берут за машину и палатку.

В западной части озеро соединяется протокой с другим озером, Малый Окункуль, оно раз в двадцать меньше, подходов к нему нет, заросли. В южной части из озера вытекает сток, и через поселок Воздвиженка впадает в озеро Синара.

Поездка на озеро Окункуль, часть 1

Вечером перед поездкой я зашел на сайт Бла-бла-кар, и стал искать варианты. Их было много, но отчего-то водители часто не указывали необходимую информацию, и выяснялись нюансы уже только в личном разговоре. Одна девушка, например, указала, что едет на "универсале", и у нее осталось... 5 свободных мест. Это уже микроавтобус какой-то получается. Задал ей вопрос, что за марка машины - не ответила. Другому написал, что у меня будет большой рюкзак, и будет ли у него в машине место для такого багажа - тоже тишина.

Уже в десятом часу вечера появилось еще одно предложение, женщина на иномарке, все места свободны, вот ее и забронировал. Ехала она до Нязепетровска, да еще и забрать меня могла в 9 утра у метро - далеко пилить не нужно. И маршрут в объезд Екатеринбурга с выездом на Верхнюю Пышму - значит быстро доедем.

Утром встал гораздо раньше, чем обычно, не спеша сделал зарядку, принял душ, позавтракал. Потом собрался, и пошел к месту встречи. Машина уже ждала меня, впереди сидела пассажирка. Рюкзак мой поместили в багажник, и поехали. Но по какой-то причине мы повернули в другую сторону, водитель сказала, что поедем через ВИЗ. Я даже подумал, что мне послышалось - настолько это неудачный маршрут. У меня вырвался недоуменный звук, и она объяснила, что там надо забрать еще одного человека. Да, конечно это не по пути, но она ему уже пообещала.

Блин, настроение хорошее закончилось. Времени на этом объезде я потеряю массу, и вместо того, чтобы оказаться поскорее на природе, я буду колесить по пыльному городу... Собрали по дороге все светофоры, немного пробок, кружили, кружили - наконец, подобрали еще одну девицу. Она даже не поздоровалась, села молча, и сидит. Странная нынче молодежь, невоспитанная. А дальше, вместо того, чтобы тем же путем выехать в сторону Пышмы, и по объездной дороге поехать к Кольцово, водитель двинула через город. И снова мы собирали светофоры по Московской, почти до Вторчермета, мимо Ботаники, потом на Кольцовский тракт... Короче, больше часа мотались по Екатеринбургу.

Наконец выехали на Челябинский тракт, и я стал настраиваться на позитив, глядя на широкие поля чистого зеленого цвета под синим небом. Проехали поворот на Сысерть, там чинили мост через речку, и полоса движения осталась только одна. Меня удивило, что стоит там много строительной техники, разложены строительные материалы, 10 утра - и никто не работает! Пара рабочих стоят, что-то обсуждают, пара сидит, отдыхают, а кто-то даже прилег на травку. И пофиг, что люди неудобства терпят. Дальше тоже попадались места ремонта трассы, и также работы активной нигде не наблюдалось. Долго же они так ремонтировать будут, поди и к зиме не успеют...

Несколько раз проезжали мимо огромных полян, заросших душистой цветущей таволгой. Я еще подумал, что надо будет не забыть ее домой набрать, уж больно чай с ней хорош! Потом я включил навигатор, и стал следить, чтобы не прозевать поворот на озеро Черкаскуль. Настроение улучшилось. В машине было удобно и комфортно. И вот, без десяти одиннадцать, я оказался у нужного поворота, там указатель гласил, что до Екатеринбурга 80 км, а до Челябинска - 120. Отдал деньги, надел рюкзак, и зашагал по дороге. Путешествие началось!

Метрах в ста от трассы звуки машин уже отдалились, и меня начали охватывать покой, тишина, и предвкушение спокойного отдыха. Шел потихоньку, идти недалеко, и времени достаточно. Над обочинами порхали бабочки, мимо протарахтел мотоцикл "Урал" с прицепчиком. На ногах у меня были новые, специально купленные для походов кроссовки "Адидас" модели "Террекс". Поскольку брал я их на рынке, то первое время опасался, что они могут развалиться спустя короткое время. Но опасения не оправдались, я уже в них походил, и вела себя обувь прилично, без замечаний.

Минут через пятнадцать я уже был на окраине поселка Черкаскуль. Сделал несколько фотографий. Там была всего одна улица, Ленина, такая тихая, будто никто здесь не живет. Свернул в один проулок, посмотреть, нет ли выхода к озеру Черкаскуль, но пройти было нельзя. В палисадниках у домов созрела вишня, яблочки, даже сливы видел. Огороды зеленеют... Пошел дальше по главной улице, поискать колонку с водой да магазин. Прошел мимо старинного здания, раньше это по преданиям был винокуренный завод купца Злоказова. Завернул вместе с улицей налево, видел там интернат то ли для пожилых людей, то ли для психически нездоровых - не понял.

За территорией интерната было поле, и через него едва заметные в траве колеи вели к берегу озера. Я туда вышел - ну, что сказать. Озеро заболоченное, по берегам заросли камыша, да и сама водная гладь видна только маленькими кусочками между осокой. Ясно, что глубина здесь маленькая, по колено, может быть. Наверное, и летняя жара свое дело сделала. На берегу красивая березка растет, старая лодка стоит, привязанная, мостки есть. Наверное, и рыбачат здесь иногда.

Я снял рюкзак, сел на скамеечку в лодке, и минут 20 отдыхал, созерцал озеро, и наговаривал на диктофон последние события. От трассы до этого места я прошел 2 км. 600 м. Около 12 часов я отправился дальше. На небе появились несколько живописных облачков, будут мне фотографии украшать.

После выхода из поселка Черкаскуль дорога превратилась в очень пыльную грунтовку, когда по ней проезжали редкие машины, все тонуло в клубах пыли. Кругом стоял лес, прозрачный и светлый, без густого подлеска. Через несколько километров я достиг места, где по навигатору у меня значилась дорога направо, но в реальности ее там не оказалось, путь шел прямиком к озеру. Когда до Окункуля осталось метров двести, дорога окончилась, разветвившись направо, в Тихомировку, и налево, на какую-то базу отдыха. Здесь же стоял указатель "Озеро Окункуль, 300 м." и стрелка налево.

Мне нужно было направо, хотел обойти озеро кругом по максимуму. Но сначала я решил прогуляться налево эти триста метров, разведать, что там. И вот эта дорожка вывела меня на поляну величиной с футбольное поле, там был шлагбаум, стояло несколько машин, рядом - группы отдыхающих. Был вагончик защитного цвета для охраны, сбоку построена баня, туалет есть, дрова сложены, наверное, для продажи отдыхающим.

Сама поляна была живописной, в окружении пышных берез и стройных сосен, с коротенькой, будто подстриженной травкой. И озеро тоже произвело приятное впечатление. Размером, пожалуй, с Большие Аллаки, круглое, с прозрачной водой, ровным песчано-каменистым дном. Ни водорослей, ни зарослей тростника. Вид прекрасный, такой успокаивающий... Как же здесь приятно позагорать! И кусачих насекомых совсем нет.

У будки охраны я поговорил с охранником, он рассказал, что с одной машины за три дня берут 800 рублей, за 1 день - 500 рублей. А вот сколько будет поставить палатку, просто без машины, он ответить сразу не смог, только предположил, что раз ночевка - так же, 500 рублей. Обычно сюда люди так не приходят с палаткой, только на машине приезжают. С людей, кто не на машине, а так, позагорать, вообще денег не берут. Я осмотрелся, понял, что палатку вовсе не обязательно ставить на этой платной поляне, и других мест полно.

Пошел я обратно, уже в сторону деревни Тихомировка. Через каждые десять метров загорали люди, стояли машины. Да, в выходные здесь народу много... Но вообще мне все нравилось, такая красота кругом, и, несмотря на людей, - тишина! Все себя ведут спокойно. Да люди особо и в глаза не бросались, все без суеты.

Вот появились первые дома Тихомировки. Сначала коттедж из желтого кирпича, с большим участком. Он стоял буквально в 10 метрах от берега. Но он был, кажется, не достроен. Сделал я и несколько фотографии других домов, улица здесь называлась "Береговая". Заметил скамейку, и решил на ней отдохнуть и пообедать, время уже подошло. Поел я картошку с мясом, водичкой запил, и дальше пошел.

В деревне было всего пара десятков домов, почти все вдоль одной улицы. У одного дома тетушка красила бочку для воды в зеленый цвет. Я спросил у нее, не сдает ли кто дома для жилья? Она ответила, что местных жителей здесь вообще нет, только дачники, и они сами здесь живут летом, а зимой вся деревня пустует. А еще добавила, что это сегодня мне повезло, и погода хорошая, а обычно здесь дуют сильные ветра, и от этого неуютно даже летом. Видел еще несколько красивых, больших коттеджей, недешевого вида, хоть и дачные.

Прошел я всю деревню, видел самодельный болотоход с большими колесами, сфотографировал его. На окраине деревни слева довольно большой огороженный старым заборчиком пустырь, и на нем стоит маленькая то ли часовня, то ли будка... К ней вела незаметная тропка в траве. Я решил посмотреть, не колодец ли это - воды набрать было бы нелишним, да и попить. Магазинов-то здесь вообще нет. Я подошел, у домика была маленькая верандочка, а дверь в домик закручена на железные шурупы, не войти. Еще рядом стояла грубая, вся кривая железная горка, но как с нее кататься - не представляю.

Пошел я дальше, огибая по дороге озеро. Лес снова меня окружал светлый, без зарослей. Сосны шумели, идти было хорошо! Видел еще отдыхающих в нескольких местах на небольших пятачках с выходом к озеру. Дорога повернула еще левее. Теперь меня иногда покусывали оводы, приходилось их шлепать. А на обочинах я заметил крупные ягоды земляники, не так, чтобы много, но смотрелись красиво. Было очень жарко, хотелось пить.

Берег озера в этих местах изменился - на дне вместо песочка с галькой уже лежала земля. Не знаю, была ли она вязкой, но там еще торчали водяные растения. Наверное, потому, что ветер чаще дует к тем берегам, и там волны не дают укорениться водорослям, а здесь потише. Хороших мест для купания не попадалось. Видел только пару стоянок, но совсем не фонтан. Только на одной были собраны и сложены дровишки, я это взял на заметку.

Я шел все дальше. Дошел до места, где метрах в 50 от берега в землю были воткнуты длинные жерди, вокруг них намотана сеть, и она тянется до самого берега. Видно, кто-то рыбу здесь ловит сетями. А напротив сети я увидел хорошее место - полянка, довольно большая, вытоптанная, без травы, окруженная соснами. Не очень ровная, немного под наклоном, но для палатки вполне подойдет. И костровище есть, и пара чурбачков, и даже мангал кривобокий стоит. И вход в воду хороший, не крутой, и земли на дне нет, песок и камушки. Купаться можно. И даже два чурбачка на возвышении - посидеть, на озеро поглядеть.

Вот здесь я и решил остановиться, а то жара, устал, оводы накусали. Хотелось скорее отдохнуть и забраться в воду. Так что я скинул рюкзак, и прошел налегке еще метров сто дальше - вдруг что интересное есть. Но там ничего такого не оказалось, и я вернулся обратно, собрав по пути десяток ягод земляники. Было пятнадцать минут третьего, и прошел я от трассы около 10 километров.

На полянке выбрал место под палатку и расчистил его от шишек. Поставил палатку, сложил все вещи. И решил все-таки попить, хоть воду и надо было экономить. Уж очень жажда мучила. Решил так - чая в термосе мне на сегодня и завтра хватит, так что надо будет только воду, чтобы лапшу заварить, но я ее могу и из озера закипятить, поди, не отравлюсь. А вот эти два литра воды как раз и выпью сегодня.

Я переобулся в сланцы, разделся, и вошел в воду. Ох, как приятно! Как в море - и теплая, и прохладная одновременно, плескаться замечательно. Прозрачная такая... С озера дует легкий ветерок. Над берегом пролетела цапля... Дно твердое было только метра на три от берега, дальше начиналась земляная муть, так что туда я заходить не стал, просто себя пополивал водой у берега, лицо умыл. Заметил, что вода немного цветет - не на поверхности, а прямо в толще, плавают мельчайшие зеленые крупинки водорослей.

Потом я отправился на отдых - полежать в палатке. Тент я на нее не надел, так что сквозь сетку мог видеть все, что снаружи. Лежал я на расстеленном спальнике, смотрел в небо, мысли разные в голове гуляют... Например, о том, что спокойствие никак не приходит, так я привык постоянно быть чем-то занятым - информацию искать, фото обрабатывать или видео монтировать... И вот даже на отдыхе мысли об этом не покидали меня. Вместо того чтобы наслаждаться этими чудесными моментами наедине с природой, я все время размышлял о чем-то, что было, или что меня еще ждет, что надо сделать...

И психологически без дела лежать в палатке меня напрягало. Физически-то замечательно, приятно. Постоянно хотелось встать, и куда-то идти - вперед, посмотреть, что там дальше. Может, зря я так рано на стоянку встал... Дрова вроде собирать не нужно, костер делать не буду. Вспомнил я наши недавние походы - на Юрму, на озеро Большие Аллаки - там у нас свободного времени было меньше, все чем-то заняты были, ходили больше, по хозяйству тоже больше делали. Потому, может, и не скучно было. А может, потому что там я был не один.

Надо заметить, что здесь, как и на Больших Аллаках, тоже никаких кусачих насекомых не было - вот интересно, это места такие, или из-за погоды? Кажется, за этими размышлениями я даже задремал. Атмосфера убаюкивала, солнце рассеянными лучами пригревает сквозь ветки, веет легкий ветерок... Тишина.

Отдохнув, я решил пройтись, размяться. Прогулялся по дорожке, приседая и наклоняясь за земляникой. Ее немного было, но зато везде. Набрал горсть полную - полюбовался, она здесь крупная такая! А по цвету немного отличается от нашей, у Екатеринбурга, чуть более бледного цвета. Но на вкус прекрасные, сладкие, душистые, зернышки на зубах похрустывают. Собрал еще горсть, и ее съел... Даже мелькнула мысль, что при желании здесь можно часа за три набрать мой пластиковый контейнер. Но делать этого я не стал, это надо от палатки далеко отходить, а я ее оставить без присмотра не решался.

Посидел я потом еще на пеньке, походил с фотоаппаратом, поснимал при новом освещении озеро и берега. Но все равно мне как-то некомфортно было, привык вдвоем ездить, что ли? Одному как-то не отдыхалось, непонятно почему. Никак не мог почувствовать ниточку, которая меня обычно с природой связывает.

С того берега, где Тихомировка, иногда доносились далекие голоса, изредка проезжали вдали моторные лодки. Рядом с чурбаком, где я сидел, ползали большие черные и мелкие рыжеватые муравьи. Большие ходили медленно и солидно, иногда взбираясь на мои ноги, а мелкие стремительно носились. Я периодически подкармливал крупных муравьев прихлопнутыми слепнями. Вдоль берега плыла утка с утятами, а я тихо сидел, и она меня поздно заметила. Кинулась от меня удирать, и три утенка за ней. Метров на пять от берега отдалились, и там уже снова спокойно поплыли...

Около шести вечера я решил, что пора ужинать. Достал еду, поместил на второй чурбак огурцы-помидоры, и с салом и хлебом поел. А потом снова стало делать нечего, только сидеть, да на озеро смотреть... Там иногда возникали круги от рыбешек, которые что-то склевывали с поверхности воды или невысоко выпрыгивали. Солнце уже склонилось к горизонту, и его свет сбоку освещал листья березок, делая их прозрачными. Думал, что буду делать завтра. Наверное, выйду ночью наружу, посмотреть кругом, может, снимки сделать.

А завтра встану пораньше, соберу палатку, спрячу рюкзак, и налегке пройду по берегу до речки, что впадает (или вытекает?) из озера. А потом заберу рюкзак, и отправлюсь обратно к Тихомировке, там пообедаю, зайду еще в кемпинг, позагораю там, и уж потом - на трассу. Ну, все это, если настроение будет и погода. А то, может, и здесь на весь день останусь...

В половине девятого выпил чаю, и завел будильник на 5.30 утра. Лодки рыбаков начали потихоньку подтягиваться к той стороне озера, где Тихомировка, по домам, видно, собираются. На берегу зажглась пара костров... Я еще немного постоял в воде перед сном, чтобы освежиться. Собрал под тент все вещи и продукты, в палатку только самое ценное из рюкзака взял. Какое-то время сидел в палатке, раздетый, и наслаждался тихим вечером. Только пару раз моторки нарушали гармонию. Но ветра не было, тепло, хорошо... Медленно наступали сумерки. Потом я забрался в спальник, и лег.

И вот, как только мое ухо коснулось подушки, я услышал какие-то отдаленные гулкие звуки - то ли грохот, то ли удары... Что это за низкие вибрации, прямо земля гудит, я понять не мог. Стал вспоминать, есть ли поблизости карьеры, где что-нибудь могут взрывать - да вроде нет. Железной дороги тоже нет. Непонятно. Ну и ладно, буду спать, подумал я. Тент на палатку надевать, конечно, не стал.

Ночью я проснулся, не помню отчего, открыл глаза, и увидел над озером большую белую луну. Ее призрачный, но довольно яркий свет освещал кусочки леса. Я взял фотоаппарат, и вышел из палатки. Поставил длинную выдержку, и сделал несколько снимков лунной ночи. Было очень красиво, луна большая, висит невысоко над дальним берегом, на воде - лунная дорожка, на берегах несколько огненных точек костров. Потом я снова забрался в палатку и заснул.

Посередине ночи почувствовал, что замерзаю. Воздух заметно холоднел. Но в полусне я как-то не осознавал, что надо делать, просто ворочался с боку на бок. А еще позже проснулся от сильного гула. Прислушался, и понял, что это грохочет гром. Я удивился, ведь погода была чудесная... Полежал немного, осознал, что это и правда гром, но необычный. Он же всегда отдельными раскатами, прогремит и перестанет, а тут он не смолкал, пауз между ударами не было, все сливалось в непрерывный гул. Может, из-за эха? И звук этот был уже где-то рядом.

А когда я ложился спать, то через подушку именно это я слышал, только очень далеко. Открыл я глаза, и увидел вспышки молний - точно, гроза! Сюда идет. Вылез я наружу, и подошел к берегу. Смотрю - с противоположного берега ползет здоровый грозовой фронт, весь пронизанный молниями. Я подумал, что, наверное, будет сильный ливень, а здесь земля плотная, вода будет не впитываться, а стекать. А палатка как раз на склоне. Так что я надел тент, укрепил его колышками, взял две доски и положил с двух сторон от палатки, а уже на них пакет с продуктами и кроссовки. Как только я залез в палатку, пошел дождь.

Сначала послышался шорох мелких капель, все сильнее, потом удары капель, а потом уже и барабанная дробь по тенту. Но, судя по всему, центральная часть фронта проходила не надо мной, а в стороне. Меня только краем задело. Минут через десять все уже стало стихать, и я заснул. Воздух внутри палатки согрелся, и спалось мне дальше хорошо, не холодно.

Продолжение рассказа о поездке на озеро Окункуль

Как добраться до озера Окункуль

Озеро Окункуль находится в 75 км. от Екатеринбурга, если считать от метро Ботаника. Самым удобным способом добраться до озера можно считать Бла-бла-кар. Направление популярное, машин много. Выходите на трассе, около поворота в сторону поселка Черкаскуль, и от трассы до берега озера чуть больше 5 км.

В Черкаскуле из всех интересных объектов только старинный купеческий дом из белого камня, да психоневрологический интернат, еще можно в магазинчик заглянуть. Озеро почти болото, виды красивые, но купаться никак.

Если на Окункуле пойти налево, там будет платная поляна для отдыха. Можно пойти дальше, мимо садов "Подсолнух", и там искать на берегу удобное местечко.

А можно как я, через поселок Тихомировка, по правому берегу, в рассказе все есть.

Ну и конечно на велосипеде можно доехать, 75 за день - это нормально. Либо уже на выезде из Екатеринбурга голосовать автостопом. Автобусом неудобно, билеты дорогие, а выходить на полпути придется.

Карта озера Окункуль и дороги до него